cbc927847b27451a Пчеловодство - УПАКОВКА И ПЕРЕВОЗКА ПЧЕЛИНЫХ СЕМЕЙ

Пчеловодство

Главная, Технология ухода за пчелами. :В.Г.Кашковский


УПАКОВКА И ПЕРЕВОЗКА ПЧЕЛИНЫХ СЕМЕЙ В.Г.Кашковский

При перевозке пчелиные семьи сильно беспокоятся. В гнезде резко повышается температура, отчего расплод может запариться, соты оборваться, а раскачивающиеся рамки - раздавить пчел и матку. Чтобы избежать этого, надо тщательно готовить пчел к перевозке.

Для предупреждения обрывов сотов из гнезда удаляют полномедные рамки со светлой сушью и ставят вместо них пустые и коричневые соты или рамки с вощиной. Если семья находится в улье-лежаке, то ей дают полный комплект рамок. На стандартный улей ставят второй корпус или пустой магазин. Для кочевки очень удобны рамки Гофмана. Они не требуют специальной упаковки, поэтому подготовка к кочевке упрощается.

В 1972 г. мы учитывали время при упаковке пчелиных семей в ульях с разделителями и в ульях с рамками Гофмана. На упаковку одной пчелиной семьи с использованием разделителей затрачивается 38 человеко-минут, а с рамками Гофмана - только 24.

Таким образом, пасеку в 100 семей, полностью укомплектованную рамками Гофмана, можно упаковать вдвоем за 3,0 - 3,5 дня, а разделителями - за 5-6 дней. К сожалению, на пасеках Сибири рамок Гофмана очень мало, поэтому приходится использовать обычные. Нтобы они не раскачивались в пути, их укрепляют разделителями: между боковыми планками ставят деревянные брусочки толщиной 12X12 мм и длиной 100 мм. Разделители располагают с обеих сторон. Когда все разделители на месте, последнюю рамку отодвигают стамеской от боковой стенки улья и вставляют более толстый разделитель. Рамки считаются хорошо упакованными, если их нельзя вынуть из улья. Чтобы разделители не проваливались на дно улья во время перевозки, в верхнюю часть их забивают проволоку длиной 24-26 мм. Проще и быстрее упаковывать семьи, если соединить разделители в специальную "гребенку" на расстоянии 25 мм друг от друга и прибить вверху к полоске железа. Чтобы упаковать рамки, достаточно приподнять край холстика и вложить гребенку зубьями между рамками. В каждую пчелиную семью вставляют две гребенки- у передней и задней стенок улья. При упаковке двухкорпусного улья разделители или гребенку ставят и в нижний, и верхний корпуса.

При перевозке рано весной, когда семьи еще недостаточно сильные и в гнездах мало расплода и меда, свер ху на рамки кладут холстик, прижимают его планками и прибивают гвоздями. Летом и осенью при такой упаковке пчелы могут запариться. В это время семьи упаковывают по-другому. На борта ульев-лежаков натягивают редкую мешковину и прибивают ее планками. На ульи без бортов и на двухкорпусные ставят пустые магазины и прибивают сверху редкую мешковину. Магазины и вторые корпуса с четырех сторон соединяют при помощи деревянных брусков и прибивают бруски к нижнему корпусу. Бруски должны быть не слишком толстые, но крепкие. Лучше делать их из черемухи или ивы, тогда они не раскалываются и не ломаются. Гвозди нужны не слишком длинные, чтобы не пробить стенки улья. Корпуса и магазины можно свинчивать при помощи специально сделанного хомута или скреплять застежками.

Пчеловодческие конторы через заготпункты продают хорошие упаковочные ленты для скрепления корпусов. У каждой ленты есть ключ. Ленту протягивают под ульем, как бы опоясывая, и на крыше затягивают ключом. Можно для этой же цели использовать ремни.

Некоторые пчеловоды вместо редкой мешковины применяют проволочную сетку. Это делать нежелательно, так как пчелы будут лезть на свет и возбуждаться.

Обеспокоенных пчел перевозить труднее. Если в гнезде становится жарко, пчелы выходят из улья и виснут на мешковине в виде роя. При перевозке ульев с проволочной сеткой надо затенять ульи крышками, под которые подложены деревянные бруски, чтобы в улей поступал свежий воздух.

Вечером, по окончании лета пчел, леток наглухо забивают деревянной планкой, и семья готова к перевозке. Труднее всего перевозить сильные семьи, особенно если они находятся в стандартных ульях на 12 рамок. В этом случае часто даже поставленный порожний магазин не спасает семью от запаривания. Лучше всего перевозить сильные семьи в ульях-лежаках, поэтому пасека, которая ежегодно вывозится на медосбор, должна быть оборудована этими ульями. Чтобы рациональнее использовать взяток на новом месте, вместо пустого магазина надо поставить корпус и разместить в нем по шесть рамок суши и вощины во время упаковки. Сделать это после переезда будет сложнее, так как пчелы будут злые. Вощина в дороге не обрывается. Сильные семьи во время перевозки отстраивают ее. Когда ульи прибудут на место со вторыми корпусами, их расставляют и не беспокоят пчел осмотрами. В первый же день пчелы приступают к сбору нектара и пыльцы. Через неделю они успокоятся и их можно легко осмотреть, проверить, как корпуса заполняются медом. Чтобы не упустить время постановки третьего корпуса или отбора меда, часть семей необходимо перевезти в двух корпусах с магазином.

Пчелиные семьи можно перевозить на любом виде транспорта, но лучше - на грузовых автомашинах, предварительно подготовленных для этой цели. На борта ставят дощатые щиты высотой до 1,5 м. Их вставляют в специальные гнезда или надевают на борта. Задний торцовый щит ставят после полной загрузки кузова ульями.

Грузят семьи после прекращения лета пчел. В пасмурные прохладные дни пчелы прекращают летать рано. Ульи устанавливают через открытый задний борт, начиная от кабины, как можно плотнее друг к другу, летками по ходу машины или наоборот.

Если у ульев под доньями есть полозки, то второй ярус ставят прямо на ульи. Если полозков нет, то ряды первого яруса сверху скрепляют рейками шириной 6-7 см, длина их должна быть равна ширине кузова машины. После этого на рейки устанавливают ульи второго яруса. Прокладка реек между ярусами способствует лучшей вентиляции ульев, предохраняет сетку или мешковину от повреждения ульями второго яруса, удерживает ульи от движения по кузову. Двухкорпусные ульи грузят в два яруса, ульи-лежаки и ульи с магазинами в четыре яруса. Ульи всегда надо устанавливать ближе к левому борту машины, а крышки - к правому, так как дороги, как правило, повышаются к центру. Более тяжелый груз, положенный слева, увеличивает устойчивость машины, а положенный справа - уменьшает.

Для облегчения погрузки надо иметь на пасеке переносный трап, чтобы рабочий мог завозить по нему улей на одноколесной тачке. Другой рабочий в это время находится на машине. Вдвоем они ставят улей на место. Если вместо тачки и трапа использовать носилки, то для погрузки потребуются четыре человека. Двое будут носить, а двое - устанавливать ульи на машине. В последнее время применяется одновременная погрузка краном или трактором четырех свинченных ульев. Разгружать и загружать скрепленные таким образом ульи легче, но сложнее в дальнейшем работать с пчелами. Американские пчеловоды испытали различные способы погрузки ульев кранами: по одному, по два, по три и по четыре, и пришли к выводу, что лучше грузить по одному улью.

После полной загрузки автомашины груз тщательно увязывают веревкой или строп-сеткой, что более удобно. На увязку веревкой затрачивается много времени, часто столько же, сколько на погрузку. Увязывать груз строп- сеткой намного быстрее и надежнее. Для этого сначала делают каркас из толстой веревки, концы которой используютдля крепления сетки к кузову. Длина концов - 2 м, размер каркаса-4X3 м. Посередине каркаса, а также вдоль и поперек привязывают по две веревки. Между толстыми веревками располагают веревки потоньше (15 мм) так, чтобы получились ячейки 30x20 см. Толстую веревку на стыках желательно привязывать к кольцам. Кольца должны быть крепкими, чтобы во время крепления сетки к кузову машины могли служить блоками. Они являются основой строп-сетки и позволяют легко заменить любую износившуюся веревку. Площадь строп-сетки должна быть 12 м2, чтобы можно было увязывать ульи на любой машине.

Строп-сетку можно применять также для оборудования временных навесов на кочевой пасеке. Для этого ее достаточно натянуть на кольях или между деревьями и накрыть толем или скошенной травой.

После погрузки ульев необходимо сразу же отправляться в путь. Чем быстрее пчелы будут доставлены на место, тем лучше. Если расстояние большое, то ехать необходимо ночью, а на день надо останавливаться и разгружать машину, чтобы пчелы полетали, а люди, сопровождающие машину, отдохнули. Желательно, чтобы у пчеловода были права шофера и он сам вел машину. На крупных пасеках уже практикуется давать машину на постоянное время, и пчеловод или помощник сами водят ее. Это облегчает труд пчеловода и не требует специального шофера.

По хорошей дороге машина может идти с обычной скоростью, по неровной дороге ехать следует медленно. Для каждой машины надо иметь палатку, чтобы в случае дождя можно было укрыть пчелиные семьи. Даже в сильные ливни она предохраняет пчел от воды. Ее можно пустить под строп-сетку или привязать сверху, но так, чтобы ее не сорвало.

Двухскатные крышки на кочевку возить не следует, так как на две машины пчелиных семей потребуется третья машина - под эти крышки. Их можно заменить нарезанными кусками толя, на который кладут не очень тяжелые предметы (камни, обрезки дерева), чтобы его не сдувало ветром.

Перевозить пчел на дальние расстояния лучше авто- транспортом. В Сибири и северных областях Казахстана пасеки с целью опыления сельскохозяйственных культур и для повышения медосбора перевозят, как правило, на 10-30 км.

При вывозке пчел из тайги надо убрать из ульев все свежеотстроенные рамки с медом и дать вместо них рамки с сушью или вощиной. Если семья находилась в трех корпусах, то перед отъездом нельзя убирать третий корпус: пчелы могут запариться, и семья погибнет. На трехкорпусную семью лучше поставить пустой магазин, а на него вентиляционную сетку.